Несколько важных советов, как правильно организовать детское чтение дома:

Как читать детям от года до семи?

Дошколёнок не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.

Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать, начинает складываться начитанность, и в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

СОВЕТ  ПЕРВЫЙ

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Еще лучше, если сама обстановка усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, читаем сказку в затенённой комнате, и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Чтобы мобилизовать внимание ребёнка, очень полезно иметь в режиме дня постоянное время для чтения. Это вечерние часы перед сном как успокоение и тихое, задушевное общение с книгой и мамой.

СОВЕТ  ВТОРОЙ

Никогда не переутомляйте малыша. Ребёнок в возрасте до двух лет может сосредоточиться на книге 1–2 минуты, но и детям постарше читают не более 15–20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. И как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Конечно, речь идёт об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребёнок может слушать много дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком – мамой, папой, бабушкой, – малыш то отключается, то слушает вновь. Вообще исходите из натуры своего ребёнка.

СОВЕТ  ТРЕТИЙ

Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ведь именно поэзия вызывает первый интерес к чтению, а сказки для маленьких близки к стихам. Ритм, музыка речи, чарует маленького. Трёхлетняя Даша требовала, чтобы ей вновь и вновь читали сказку «Аленький цветочек», повергая родных в изумление (сказка ей недоступна). Наконец, поняли: дочка наслаждалась напевностью старинного русского сказа. Аналогичные наблюдения есть у К.И. Чуковского.

Детское ухо чутко воспринимает интонацию. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей (медведя, заиньки, комара и др.), а также смешную, грустную или страшную ситуацию, но не перебарщивайте. Знаменитый артист И. Ильинский рассказывал, что однажды, читая сыну басни, стал их разыгрывать. Но мальчик прервал его: «Не надо, папа, читай просто». Очевидно, драматизация мешала ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. А ведь именно в этом и состоит главное очарование книги.

СОВЕТ  ЧЕТВЁРТЫЙ

Помните – ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Малыши это очень любят. «Давай вместе (хором) рассказывать сказку «Репка» («Колобок», «Теремок»)». Любят дети и чтения-беседы
«Вопрос – ответ», похожие на игру: «Кто это?» – «Мышка-норушка»,
«А это кто?» – «Лягушка-квакушка». А вот чтение-беседа по книжке В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»: Когда гулять плохо? («Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, каждый знает – это вот для прогулок плохо»). Когда гулять хорошо? («Дождь покапал и прошёл, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям») и т. д. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребёнок попеременно то отвечает, то сам задаёт вопросы. Короткими репликами выражайте своё отношение к героям и событиям, например: «Вот молодец!», «Как страшно!», «Какой негодник!» и т. д. Иногда, когда малыш неправильно реагирует на произведение, это просто необходимо. Так, слушая сказку «Гадкий утёнок» Андерсена, дети смеются, когда полумёртвый, обледенелый утёнок, попав в крестьянскую избу, упал в бачок с мукой. Чтобы подправить восприятие, хватает одной реплики: «Бедный утёнок, мука попала ему в глазки».

СОВЕТ  ПЯТЫЙ

Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально доводит своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё всё одно и то же произведение. Подобно тому, как мы тем больше наслаждаемся любимой оперой, симфонией, чем лучше знаем её, так и дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: детей волнуют и сюжет, и герои, и образные, поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей. Однако детская природа противоречива: малыш любит повторения, но он жаждет и новизны впечатлений, всё новых и новых книг.

СОВЕТ  ШЕСТОЙ

Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У него ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Так, в шесть-семь лет ребёнок с упоением слушает «Робинзона Крузо» (с купюрами), а сам одолеет лишь «Курочку Рябу».

Читайте ребёнку вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

Как беседовать с детьми о книгах?

Младенец ещё не говорит, а мы уже показываем ему картинки в книге, побуждая называть слова. Но как только маленький сын (дочь) начинает овладевать активной речью, у него появляется страстное желание говорить, только он пока не знает, о чём и как. Вот тут-то беседы о книгах точно бальзам на его душу, потому что дают поводы для разговоров.

СОВЕТ  ПЕРВЫЙ

Беседы о книгах с детьми от двух до пяти лет – это чтение с пояснениями, где главная цель – помочь воспринять содержание, осваивая язык. Дальше эта задача, конечно, сохраняется, но к ней прибавляется
и другая – ребёнка побуждают выражать своё отношение к прочитанному: «О чём эта книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется?» и т. д.

СОВЕТ  ВТОРОЙ

Дети сильно переживают книги, бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребёнка перемежались вашими впечатлениями. «Какое место в книге понравилось тебе больше всего? А мне…» или: «Когда ты смеялся? Когда тебе было страшно? А вот мне…». Непринуждённость и создает близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.

СОВЕТ  ТРЕТИЙ

Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. На прогулке ребёнок с удивлением увидел дождевого червя, и вы говорите: «Это червяк, без него не росли бы ни цветы, ни травы, ни деревья. Ведь для этого надо землю рыхлить, перевёртывать. Только я не знаю, как же он это делает, ведь у него нет лапок. Пойдём в библиотеку и возьмём книгу «Подземный путешественник» (Н. Романовой)». Возбуждая любознательность, накапливаем у ребёнка вопросы: Почему осенью опадают листья? Почему бывает день и ночь? Почему на автомобиле попеременно зажигается то одна, то другая фара? и т. д. «Пойдём в библиотеку, найдём в книгах ответы на эти вопросы». Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, писателях и художниках, об исторической эпохе и т. д.

СОВЕТ  ЧЕТВЁРТЫЙ

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления, через день, два. Впрочем, здесь нет твёрдых правил и не исключено, что ребёнок сам захочет сразу поговорить о книге, взволновавшей его.

СОВЕТ  ПЯТЫЙ

Дети любят делиться своими впечатлениями, только не превращайте беседу в экзамен. Плохо, если они уловят её проверочный характер. Разговаривайте так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удаётся, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать.

СОВЕТ  ШЕСТОЙ

Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребёнка (о чём эта книга?), и стройте её так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы – детский пересказ, о чём образно и точно сказал современный педагог И.Я. Линкова: «Часто разговоры с ребятами о книгах превращаются в бесконечный детский монолог. Дети ведь очень любят поговорить, поделиться тем, что узнали. Только мы их редко слушаем! Стоит иногда лишь спросить: «Ну и про что же там написано?» – из мальчишки так и хлынет: «Этот пошёл…, а тот сказал…, а тогда этот ка-ак стукнет!!» – целый поток не слишком связных, не слишком вразумительных слов. Не перебивайте. Пусть говорит. Это очень ему полезно. Если хотите, это тоже одна из целей вашего книжного разговора – развитие речи, логического мышления».

Дети действительно часто говорят сумбурно, но это не значит, что они не способны к связной передаче сюжета. Напротив, стоит попросить ребенка рассказать по порядку, и он сразу и охотно стремится сделать это, особенно по иллюстрациям.

СОВЕТ  СЕДЬМОЙ

Внимательно слушая пересказ, вы можете осторожно направить внимание ребёнка на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность (меткую характеристику героя, изображение пейзажа, образное, поэтическое слово).

Вообще надо сказать, что маленькому читателю должен быть доступен главный смысл произведения. Что касается частностей, иногда прекрасных, то они могут быть и не восприняты и объяснять их не надо. Люди потому и перечитывают книги, что каждый раз видят в них что-то новое, не замеченное прежде.

СОВЕТ  ВОСЬМОЙ

Проведение бесед требует чувства меры, иначе они могут вызвать скуку и разрушить впечатление. Поэтому в беседе избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.

Дети любят общаться с нами, а беседа – высшее духовное общение: это и возможность показать себя перед мамой и папой в лучшем свете («Какой умный у вас сын (дочь)!»), это и радость открытия («Увидел то, чего не заметили другие»), это и счастье утверждения («Я понял!», «Я знаю!», «Я могу!»).

Только повторяем, не превращайте беседу в экзамен, что пугает ребятишек, отбивает веру в свои силы, отвращает от чтения.

СОВЕТ  ДЕВЯТЫЙ

Если ваш ребёнок делает первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. Полезно родителям обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения. Сейчас таких пособий на книжном рынке появилось огромное множество.